Описание маршрута «Дербент 2000»

Маршрут начинается с северного въезда в город Дербент, с федеральной трассы М-29 Баку-Ростов, въезд в город начинается с ул. Гагарина, которая ведет по направлению к центру города к Площади Свободы, где вокруг нее наблюдаются сохранившиеся памятники культурного наследия

федерального значения, одним из таких архитектурных памятников на ул. Рзаева д.7 расположена Армянская церковь Святого Всеспасителя Сурб Аменапркич - 1870г. постройки, на то время в армянском квартале города, на месте часовни. В 1888 г. к церкви была пристроена колокольня. Сильно пострадала в период Гражданской войны, в частности были уничтожены двенадцатигранный шатровый барабан, верхний шатровый ярус колокольни и кровля.

С 1976 по 1982 год здание было отреставрировано, заново отстроены утраченные элементы. После реставрации оно было передано в состав Дербентского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (в нем размещен отдел «Ковра и декоративно-прикладного искусства»). С мая 2009 года в церкви периодически проводятся обряды по крещению и венчанию. Далее, следуя по ул. Рзаева наблюдается старая часть города, помещенная между северной и южной стенами архитектурного ансамбля Цитадели «Нарын-Кала», старую часть города местные жители называют «Магал», что в переводе с персидского означает - квартал, таких кварталов в городе, разделяющие предгорную часть от равнинной, девять и на шестом квартале, расположена старейшая мечеть в России и на территории СНГ. Мечеть находится в центре старой части города, построена мечеть была в 733 г., Сегодня комплекс Джума-мечети состоит из главной мечети, медресе и жилых помещений для духовенства. На момент строительства мечети (733—734 гг.) она была самым крупным зданием в городе. Размеры мечети составляют: 68 м — с запада на восток, и 28 м — с юга на север. Высота купола равна 17 м. Несмотря на свою многовековую историю, мечеть хорошо сохранилась.

Джума мечеть внесена в реестр культурного наследия ЮНЕСКО. Двор мечети имеет размеры 55 на 45 метров. Украшают двор мечети четыре старых платана, по которым Джума-мечеть можно узнать с любой точки Дербента. В 2012 году платаны Джума-мечети были признаны памятниками живой природы всероссийского значения и взяты под охрану Совета по сохранению природного наследия нации в Совете Федерации Федерального Собрания РФ. После посещения Джума-мечети, передвижение автотранспортом невозможно, так как густозаселенные кварталы старой части города рассчитаны лишь на пешее и гужевое передвижение, в направлении к югу от Джума-мечети находиться девичья баня, которая на сегодняшний день является в музеем экспозицией «Культура и быт Древнего Дербента», а вот с XIX века по 50-е годы XX ею активно пользовались по прямому назначению. Собственно, именно здесь проходило купание девушек перед брачным обрядом. В зале для раздевания, куда посетители попадают, спустившись по длинной узкой лестнице, сейчас находятся музейные экспонаты, рассказывающие о жизни Дербентских девушек XIX века. Экскурсовод расскажет о том, как совершался обряд очищения перед свадьбой, какое придание давали за девушкой и многое другое.

Пройдя от девичьей бани к третьим воротам Южной городской стены - Орта-Капы (средние ворота) попадаем на автодорогу, ведущую к гористой части города. Ворота Орта-капы относятся к числу древнейших в городе и датируются VI в. Возможно они перестраивались в Хв., так как на одном из камней имеется дата 435г. мусульманского летоисчисления (1043/44гг.). С выхода из ворот, дорога по направлению к гористой части города, ведет к уникальному архитектурному ансамблю, превышающий в три раза по своей фортификации египетские пирамиды, цитадель «Нарын-Кала» древняя, доарабская крепость в нагорной части Дербента, соединённая с Каспийским морем двойными стенами, призванными перекрывать Каспийские ворота в Персидскую державу. Крепость неправильной формы занимает площадь в 4,5 га. Её стены (приблизительно 180 метров в ширину и 280 метров в длину) укреплены небольшими башнями (на расстоянии 20—30 метров друг от друга). В юго-западном углу крепости стоит большая квадратная башня, служащая смычкой крепости с оборонительной стеной. Дополнительную защиту с трёх сторон обеспечивают крутые склоны горы. Внутри крепости сохранились бани, резервуары для воды и руинированные здания, в которых можно предполагать глубокую древность. К их числу принадлежит крестово-купольная церковь V века, позднее перестраивавшаяся под храм огнепоклонников и мечеть. Мечеть Джума — древнейшая в России: она была заложена в VIII веке, но в средние века неоднократно обновлялась. Перед мечетью — медресе XV века. Шахский дворец дошёл до нашего времени в развалинах. После пешей прогулки в сопровождении гидов по цитадели «Нарын-кала» по направлению к морю, ведет лестница в которой 256 лестниц и 12 лестничных пролетов в середине которой был расположен древний амфитеатр, спускаясь по лестницам в направлении Каспийского моря, наблюдается панорама охватывающая практически весь город от севера до юга.

Спустившись с лестниц, мы попадаем к воротам Баят-капы которые ведут к верхней, старой части города к дому где жил с 1830 по 1834 гг. Бестужев-Марлинский Александр Александрович. В 1830 году он был переведен на службу в Дербент. В 1831 году Бестужев участвовал в боевых действиях при осаде Дербента имамом Кази-муллой. В походе под командованием Н.П. Панкратьева Бестужев отличился в боях. События эти описаны им в «Письмах из Дагестана» (1832 г.). От тоски по России Бестужева спасает лишь его способность сохранять вопреки обстоятельствам «весьма веселый характер». Далее Вы посетите синагогу «Келе-Нумаз». Первые упоминания о еврейских общинах в этом регионе относятся к I веку нашей эры. Самая древняя синагога в России была построена в 1614 году именно в Дербенте. Переселяясь в г. Дербент из различных селений Дагестана, горские евреи несли с собой свои местные традиции, обычаи, свой сельский разговорный диалект. Здесь они открывали синагоги, каждая из которых имела свое название. Дербент в ХIХ столетии заселялся по такому принципу: верхняя, самая старая часть города, ближе к Нарын-кала, – мусульманская; в центральной, равнинной части – жили преимущественно евреи, а еще ниже, ближе к морю – армяне и русские. «Келе-Куче» означает «Большая (длинная) улица». Именно так раньше называли главную еврейскую улицу Дербента, ныне – улицу Таги-заде. Другое ее название – «Джугут махаля» (Еврейский квартал). На этой улице стоит Большая дербентская синагога – «Келе-Нумаз», построена она была в 1914 году. После посещения синагоги, маршрут ведет на ул. Сальмана, которая в свою очередь ведет к южному выезду из города на федеральную автодорогу М-29 Баку-Ростов, в развороте по направлению на север, автодорога проходит через тоннель, над которым населена та самая старая часть города, тоннель проходит под землей между воротами Баят-Капы и Орта-Капы.

Фотоматериалы предоставлены Министерством по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан

10:45
492

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Связаться с администрацией
Связаться с администрацией
Связаться с администрацией
Халяль Инфо Групп - интернет-портал © 2017
Вверх страницы
Вниз страницы