Этнос Возрождения.

Самолёт идёт на посадку. В иллюминаторе - величественные горы, залитые солнечной глазурью, и изумрудного цвета просторы – луга, леса…

Благородная земля потомков древних аланов - Ингушетия. Вот она – возрождённая столица Аланского государства – Город Солнца Магас! Окинув взглядом аэропорт, спускаюсь по трапу и осознаю, что вот-вот коснусь ногами земли, история которой зарождалась ещё в I тысячелетии до н. э.

Средневековая столица Алании.

Полиэтническое раннефеодальное государство – Алания со столицей Магас было образовано в I веке н. э.¹ и занимало обширную территорию от предгорья Северного Кавказа до Чёрного моря. При этом первое археологическое свидетельство о поселении Магас относится к более раннему периоду истории – I веку до н.э.²

Во времена своего расцвета Магас был огромным городом: его население насчитывало 15 тысяч жителей. Столица аланов славилась высокой культурой: здесь развивались письменность, религиозное просвещение, высокохудожественные ремёсла. Поскольку сам город, по сути, являлся воротами на Великом Шёлковом пути из Азии в Европу, его изобилие и богатство были поразительны.

Дзурдзуки.

Ибн-ал-Факих в 903 г. указывал в своих трудах, что Дзурдзукия (нахск. Сурдукъет1и) - это аланское «укрепление, имеющее 12 ворот». Одно из названий предков ингушей – дзурдзуки. К нахскому этносу относились и другие многочисленные племена. В разных исторических источниках они упоминаются как кисты, гаргареи, таргамосиане, нохчматиены, цанары, эры и др.

Название же «ингуши» было даровано императрицей Екатериной II, хотя сами ингуши со времён аланской государственности и до наших дней именуют себя Г1алг1ай – хозяева башен кавказского хребта.

Сила возрождения.

История ингушей величественна и трагична одновременно. Возвращаясь вглубь веков, мы можем наблюдать неоднократное и практически тотальное уничтожение этого народа. Но ни один завоеватель или угнетатель так и не смог стать покорителем ингушей.

Со времён нашествия Тамерлана галгаевцы самоотверженно и беспощадно боролись за свою землю и свою свободу. И, сохраняя доблестный нрав своих предков, либо побеждали, либо погибали, но никогда не сдавались в рабство.

Генетическая память ингушей пронизана угрозой истребления. Каждый эпизод, будь то борьба с монголами, попытки «усмирения» войсками царской России, сталинская депортация, - практически девяносто процентное уничтожение нации. А затем – невероятное мужественное возрождение, источник силы которого сокрыт в незыблемых Яхь и Эздел – фундаментальном нравственном самоопределении ингушей.

Мухамеданская вера.

В начале XIX века в одном из донесений военному министру А.И Чернышеву сообщалось, что вера горцев Северного Кавказа представляет собой «смесь христианства с идолопоклонством,

но тагаурские старшины и почетные ингуши почти все исповедуют мухамеданскую веру омаровой секты (т.е. сунниты, авт.)».

По данным Первой Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г., в Ингушетии было 55 действующих мечетей. Самое большое количество мечетей было в селении Базоркино (ныне c. Чермен Пригородного р-на Респ. Северная Осетия), девять из них – квартальных и одна соборная мечеть. Также в Базоркино находилась школа, где детей обучали основам ислама.

Соседство с кабардинцами, исповедовавшими ислам, положило начало исламизации некоторых ингушских семей в равнинной части Ингушетии уже в XVI-XVII вв. В дальнейшем большое влияние на религиозные убеждения ингушей оказал шейх Мансур. А в середине XIX в. после 3 неудачных попыток насильственно обратить ингушей в ислам, предпринятых некоторыми имамами, галгаевцы приняли даават (призыв) Кунта-Хаджи Кишиева и добровольно приняли ислам.³

Преданные Отечеству.

Ингушетия вошла в состав Российской империи в 1770 году, в 1784 году была заложена крепость Владикавказ, а 22 августа 1810 года представители шести ингушских тейпов (родов) подписали «Акт присяги шести ингушских фамилий с Россией». В этом же году была заложена крепость Назрань. С этого времени ингуши не раз доказали свою преданность и желание доблестно служить Отечеству.

История России помнит подвиги этого народа и в Кавказской войне, и в Первой Мировой войне, и в Великой Отечественной. В каждый критический для Родины период ингуши проявляли героизм, бесстрашие и, генетически заложенную в народе, волю к победе.

Легендарные подвиги Дикой дивизии, защитников Брестской крепости, героев Приштины и многие другие стали неотъемлемой частью и нескрываемой гордостью истории великой России.

Захватывая дыхание.

Путешествие в Ингушетию – уникальная возможность прикоснуться к насыщенной многовековой истории народа. Исследовать её можно бесконечно, то разгадывая тайны древних курганов Магаса и Экажево, то изучая неповторимые башенные комплексы в горах Казбека, то вслушиваясь в бесценные рассказы седых аксакалов. Каждая традиция, каждое слово ингушей наполнены смыслом и мудростью, передаваемых в поколениях.

Всем известно, что каждый ингуш, не задумываясь, назовёт тебе семь колен своих предков, а некоторые и целых 13! Только представишь себе, что это - жизнь одной семьи, одного рода, бережно хранимая потомками, и от восхищения захватывает дыхание!


Анна Ахритько,

руководитель проектов Афиша Ислама

и Halal Work для журнала "Халяль Инфо"


¹Аль-Масуди, ум. в 345 г. х./956 г., «Луга золота и копи драгоценных камней»

²Решение Городского Совета Муниципального образования «Городской округ город Магас» от 14.01.2010 № 12/5-1 «Об утверждении Положения о флаге города Магас — столицы Республики Ингушетия»

³М.С.-Г. Албогачиева. ИНГУШИ В ХХ ВЕКЕ: ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ПРАКТИК

16:00
313

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Связаться с администрацией
Связаться с администрацией
Связаться с администрацией
Халяль Инфо Групп - интернет-портал © 2017
Вверх страницы
Вниз страницы